Философия техники
1 |
Название специализированного модуля по выбору студента |
Философия техники |
---|---|---|
2 |
Специальность |
МСФ, МТФ, ЭФ, ФАИС (все специальности) |
3 |
Курс обучения |
2 |
4 |
Семестр обучения |
3,4 |
5 |
Трудоемкость в зачетных единицах |
2 |
6 |
Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя |
Кандидат философских наук, доцент Яхно Валентина Николаевна |
7 |
Цели специализированного модуля по выбору студента |
Проанализировать философию техники как феномен и понятие, сформировать целостное представление о техническом мире, его структуре и функционировании. |
8 |
Пререквизиты (обязательная дисциплина интегрированного модуля) |
Философия |
9 |
Содержание специализированного модуля по выбору студента |
Техника как объект философского анализа. Исследования техники в рамках самостоятельной философской дисциплины. Предмет и объект исследования философии техники. Истоки и эволюция основных категорий философии техники: «техника», «технология», «машина». «Техника» как артефакт, область знания; область человеческой деятельности; совокупность умений и навыков и др. Техника и искусство. Природа технического знания. Основные этапы в развитии техники и технических знаний. Формирование техники в культуре Нового времени как нового социального проекта. Становление техноструктуры 21 века. Глобализация технических систем. Нанотехнологии и биотехнологии. Формирование техногенной цивилизации. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Технократические концепции. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс. Технократическое движение в США. «Новое индустриальное общество» (Дж. Гэлбрейт); технотронное общество (З.Бжезинский); «постиндустриальное общество» (Д. Белл); «общество всеобщего благоденствия» (У. Ростоу). Перспективы и возможные последствия развития техники. Техницистский оптимизм и пессимизм (технофилия и технофобия). Л. Мамфорд «Техника и цивилизация», «Миф о машине». Ортега-и-Гассет «Рассуждения о технике». М. Хайдеггер «Вопрос о технике». Г. Маркузе «Одномерный человек». А. Тоффлер «Третья волна» − супериндустриальное общество. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Компьютерная революция в социальном контексте. Информатизация, медиатизация современного общества и социальный контроль над человеком. Философское осмысление проблемы искусственного интеллекта. |
10 |
Рекомендуемая литература |
1. Горохов В.Г. Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения). – М., 2012. 2. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. пособие / Науч. Ред. И.Г. Арзаканян. – М., 1998. 3. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. – Л., 1977. 4. Котенко В.П. История и философия технической реальности: Учеб. пособие для вузов. – М., 2009. 5. Митчем К. Что такое философия техники? – М., 1995. 6. Розин В.М. Техника и социальность: Философские различения и концепции. – М., 2012. 7. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М., 2003. 8. Философия: онтология гносеология философская антропология социальная философия. Курс лекций. Учебно-методическое пособие / Е.К. Булыго, Е.С. Логовая, А.И. Лойко, Р.В. Сухарева: под общ. ред. Е.С. Логовой. – Минск, 2004. 9. Философия техники: история и современность. М., 1997. 10. Философия техники: история и современность. – М., 1997. |
11 |
Методы преподавания |
Компаративный, проблемный, диалогово-эвристический, наглядный, метод формирования личностной значимости знаний |
12 |
Язык обучения |
Русский |
Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите CTRL+Enter