О работе СНК «Инженер-гуманитарий»

Для многих абитуриентов при поступлении в вуз актуальным становится вопрос: Кто я «технарь» или «гуманитарий»? В эпоху постиндустриализма и постковидного опыта данное деление становится неактуальным. Сегодня гуманитариям приходится осваивать и решать технические задачи, хотя бы на уровне освоения программ ПК и дистанционного обучения. Чистым «технарем» тоже трудно оставаться в условиях модернизации современного производства. Каждый выпускник нашего вуза, будущий инженер, программист или экономист осознают, что им придется работать в команде и возможно быть руководителем. Согласитесь, это требует гуманитарных навыков: определения личностных и профессиональных качеств подчиненного, понимания ожиданий коллектива, умение правильно сформулировать задачи, мотивировать работников и т.д.

Учитывая потребности и интерес студентов к гуманитарным дисциплинам на базе кафедры социально-гуманитарных и правовых дисциплин гуманитарно-экономического факультета успешно действует студенческий научный кружок, до 2022 года именуемый «Философский кружок». В настоящее время после реорганизации студенческий научный кружок переименован и действует под названием СНК «Инженер-гуманитарий».    30 апреля состоялось очередное заседание студенческого научного кружка «Инженер-гуманитарий» на тему «Проблемы техносферы в ракурсе инженерной этики». В начале ХХ века философы и ученые указывали на необходимость переосмысления задач этики, нахождения новых путей и методов решения этических проблем. Многие критиковали метафизическую этику Э. Канта, подчеркивая, что условия жизни стремительно меняются. От этики требуется не только теоретические умозаключения, но решение конкретных социальных проблем: защита прав каждого человека, борьба с бедностью, голодом, дискриминацией, реализация принципов социальной справедливости. В результате научно-исследовательского и прикладного поиска начало эпохи постиндустриализма ознаменовалось также стремительным развитием прикладной этики, которая сконцентрировалась на решении проблем человека в условиях техносферы и активной цифровизации.

Своими размышлениями о процессах становления и развития прикладных направлений этики поделились с участниками СНК «Инженер-гуманитарий» магистрантки О.К. Гурбан и Ю.В. Железнякова.  Охарактеризовав основные этапы становления прикладной этики, Ю.В. Железнякова подчеркнула отличия современной прикладной этики. В частности, дискуссионный характер данного явления. Этические проблемы становятся предметом публичного дискурса, максимально учитывающего мнения и права всех заинтересованных лиц, что содействует социальной интеграции и росту социальной ответственности. А.А. Шкробот в своем выступлении рассмотрела ряд проблем, которые актуальны для современной прикладной этики, связанных с развитием техногенного общества: преодоление экономической отсталости стран третьего мира, предотвращение загрязнения окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, использование альтернативных источников энергии, предотвращение негативных последствий научно-технического прогресса.