Немного об истории Гомеля в рамках выступления на конференции

12 мая в рамках просветительского проекта конференции «Беларусь в современном мире» перед студентами гр. НР-11 выступила студентка гр. ИП-12 Шевкунова Виолетта. Многие темы, заявленные для участия в конференции, интересны для широкого круга студентов. Но далеко не все могут услышать эти выступления. Приглашение некоторых участников конференции в студенческие группы решает отчасти эту проблему. Презентация Виолетты Шевкуновой была посвящена истории Петропавловского собора г. Гомеля.

Историю храма можно сравнить с судьбой народа и отдельного человека. Испытания, выпавшие на долю гомельского Петропавловского собора, позволяют лучше осознать поворотные моменты отечественной истории.

Идея возведения собора принадлежала владельцу гомельского имения графу Николаю Петровичу Румянцеву. Собор был построен в стиле классицизма по проекту английского архитектора Джона Кларка. Строительство шло с 1809 г. по 1819 г. с перерывом из-за войны 1812г.

Вторым настоятелем гомельского собора был Иоанн Иоаннович Григорович, сменивший на этом посту своего отца. И.И. Григорович был активным членом историографического кружка, организованного графом Н.П. Румянцевым. Трудами И.И. Григоровича были собраны уникальные документы по истории Беларуси периода ВКЛ и Речи Посполитой. Граф Н. П. Румянцев выразил желание быть похороненным именно в Гомеле. И хотя смерть застала его 3 марта 1826 г. в Петербурге, прах был перевезен в Гомель и предан земле в левой стороне от главного престола Петропавловского собора, о чем сообщает сохранившаяся памятная плита, само захоронение было утеряно в годы революции.

Серьезным испытанием для храма стал советский период. В 1920-е гг. Петропавловский собор был оплотом церковных обновленцев. Обновленческое движение, возникшее на волне революционных и либеральных настроений в церковной среде, являлось, по сути, операцией советских спецслужб по развалу Русской Православной Церкви изнутри. В 1928-1935 гг. с санкции ГПУ кафедральный Петропавловский собор г. Гомеля был отдан в распоряжение обновленцев. В конце 1920-х гг. в Гомеле были закрыты Преображенская, Троицкая и Никольская церкви. Тайно городскими властями на Новиковское кладбище (сейчас Студенческий сквер) была перенесена могила княгини И.И. Паскевич, похороненной у стены Петропавловского собора (теперь на этом месте памятный бюст княгини; могила не сохранилась). В 1935 г. в Петропавловском кафедральном соборе разместили отдел исторического музея, а в 1939 г. – антирелигиозный отдел. В 1937 г. Могилевская епархия, куда входил и гомельский регион, была ликвидирована.

В годы Великой Отечественной войны в условиях немецко-фашистской оккупации церковная жизнь в Гомеле восстановилась. В Петропавловском соборе сначала проходили лютеранские службы, но 17 марта 1942 г. собор был возвращен православным. Нацисты стремились использовать церковь в своих пропагандистских целях, на что верующие реагировали болезненно. Многие церковнослужители активно помогали подпольщикам и партизанам, среди них были священники, служившие впоследствии в гомельском Петропавловском соборе: протоиереи Кузьма Раина, Василий Копычко.

В послевоенный период религиозным обществом Петропавловского собора была восстановлена небольшая колокольня и возвышение для креста. В течение 1949-1951 гг. был произведен капитальный ремонт, отмыта и восстановлена роспись.

Следующий удар по собору пришелся на период хрущевской «оттепели». В октябре 1960 г. решением Гомельского облисполкома собор был закрыт для верующих. Культовое здание переоборудовали под планетарий. Уже к началу 1980-х гг. планетарий становится убыточным, а с середины 1980-х гг. здание стояло заброшенным.

С началом перестройки у православных верующих появилась надежда на возвращение собора, которое состоялось в сентябре 1989 г. Храм восстанавливали буквально всем миром и трудом энтузиастов. 7 января 1990 г. на Рождество Христово в Петропавловском соборе была совершена первая Божественная литургия. В 1990 г. была восстановлена Гомельская епархия, а Петропавловский собор вновь приобрел статус главного епархиального храма. Несмотря на изменчивость внешних обстоятельств, Петропавловский собор остается символом духовного единения народа под знаком Веры, Надежды и Любви.

Материал подготовили студентка гр. ИП-12 В.А. Шевкунова  и

ст. преподаватель кафедры СГиПД И.А. Грищенко

petropavlovskiy_sobor_7.jpg

Петропавловский собор в н. ХХ. в.

petropavlovskiy_sobor_5.jpg

Петропавловский собор в период немецко-фашистской оккупации

petropavlovskiy_sobor_4.jpg

Немецкие захоронения около Петропавловского собора

petropavlovskiy_sobor_2.jpg

Петропавловский собор в к. 1940-х гг.

petropavlovskiy_sobor_3.jpg

Петропавловский собор, переоборудованный в планетарий

petropavlovskiy_sobor_1.jpg

Кафедральный Петропавловский собор, современный вид