РАЗВЕИВАЕМ ЗАБЛУЖДЕНИЯ О МАРКЕТОЛОГАХ

(продолжение новости от 4 декабря 2022 года https://gef.gstu.by/news/04122022)

Заблуждение №4. Роботы заменят маркетологов

Разговоры о том, что цифровизация может уничтожить рабочие места, заменив «живых» специалистов на роботов и умные системы, не утихают последние несколько лет. Развитие технологий, в первую очередь искусственного интеллекта и больших данных, переводит на рельсы автоматизации всё больше процессов, которые раньше выполняли люди. Это сильно коснулось и сферы маркетинга: ручная работа постепенно уступает место специальным программам, которые автоматизируют работу с данными.

Заменят ли роботы маркетологов? Это вряд ли. Да, нейросети уже придумывают логотипы и сочиняют музыку, но это все шаблонные задачи. Например, лондонский стартап из сферы моды Thread использует ИИ (искусственный интеллект), чтобы сделать шоппинг персонализированным. Виртуальный стилист находит предметы гардероба в соответствии с заданными пользователем условиями. Алгоритм учится на покупках и отказах и с каждым сеансом подбирает все более подходящие варианты.

Это значит, что искусственный интеллект работает с имеющимися данными и не генерирует новых идей, за которые у человека отвечает абстрактное мышление. Маркетологи не работают по заданным алгоритмам, а изобретают гибкие стратегии, которые адаптируются под меняющиеся обстоятельства и рынок.

Да, человек не может тягаться с нейросетями во всем, что касается анализа и работы с существующими данными. Но чтобы создать что-то новое, что найдет отклик у многомиллионной аудитории, без человеческого мозга обойтись невозможно. Программы по автоматизации контекстной рекламы могут вести кампанию даже эффективнее, чем многие сотрудники, но ее цель, посыл, аудиторию, период размещения — иначе говоря, общую стратегию — задают маркетологи. И лишь обозначив направление работы, они передают управление машине.

Заблуждение №5. Маркетолог должен уметь все

Маркетологи контролируют десятки процессов: от ведения социальных сетей до разработки фирменного стиля. Это не значит, что специалист обязан одновременно настраивать таргетированную рекламу и работать в графических редакторах. Но он должен понимать, как эти процессы устроены, чтобы эффективно взаимодействовать с командой и составлять грамотные технические задания.

Профессия маркетолога имеет множество направлений, которые влияют на компетенции отдельного специалиста. Например, контент-маркетолог отвечает за контент-стратегию продвижения бренда, email-маркетолог занимается почтовыми рассылками, а ивент-маркетолог организует мероприятия.

В маркетинге выделяют 8 специальностей.

Контент-маркетолог

Создает креативный и интересный контент, ориентированный на целевую аудиторию. Этот контент должен либо отвечать на вопросы, либо помогать аудитории, либо решать её проблемы, при этом его должно быть интересно читать, смотреть или слушать.

Контент-маркетолог это и рассказчик, и аналитик данных в одном лице. В конечном итоге, его цель ⸺ работать как часть стратегии цифрового маркетинга компании, выявлять и взаимодействовать с целевой аудиторией.

Интернет-маркетолог

Работает с онлайн продуктами и услугами компании, используют разные методы и платформы для контакта с аудиторией: веб-сайты, социальные сети, электронную почту или интернет-рекламу.

Очевидная цель интернет-маркетинга ⸺ продвижение товаров и услуг в интернете, но это не единственное, чем занимаются такие специалисты. Они помогают компаниям заявить о себе или провести исследование. Например, определить целевую аудиторию, выявить потребности и желания потребителя или показать авторитет и опыт в отрасли.

Бренд-менеджер

Главная задача представителей этой профессии ⸺ управлять брендом. Это функция маркетинга, которая использует различные методы для увеличения воспринимаемой ценности линейки продуктов или бренда с течением времени. Эффективное управление брендом позволяет поднимать цены на продукты и создавать лояльных клиентов за счет положительных ассоциаций с брендом или за счет сильной осведомленности о нем.

Такое эффективное управление повышает узнаваемость компании, стимулирует инициативы, выявляет и адаптирует новые продукты и позиционирует бренд на рынке.

PR-менеджер

Отвечает за связь с аудиторией. Такие менеджеры создают и поддерживают благоприятный общественный имидж работодателя или клиента, сообщая о программах, достижениях или точках зрения.

PR-менеджерам поручено взаимодействовать со СМИ и организовывать пресс-конференции. Помимо пресс-релизов, они пишут речи для руководителей организаций, разрабатывают материалы для рекламы и маркетинговых акций и готовят статьи для корпоративных информационных бюллетеней. Эти специалисты также публикуют информацию, опровергающую или сглаживающую негативную рекламу и берут на себя общение с аудиторией в кризисных и чрезвычайных ситуациях.

Маркетолог-аналитик

Помогает компании ответить на три вопроса: какие продукты и услуги продавать, кому продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы специалист получает исходя из анализа рыночных условий, конкурентов и поведения потребителей.

Помимо этой задачи, маркетологи-аналитики постоянно изучают рынок конкретной отрасли и помогают компаниям лучше позиционировать себя на нём. Они используют знания и исследования, чтобы помочь организации разработать продукты и услуги, которые будут выгодно оцениваться и продаваться.

Email-маркетолог

Специализируется на создании списков адресов электронной почты, создании электронных писем и привлечении потенциальных клиентов с помощью письменных сообщений.

Эти профессионалы работают с программным обеспечением для автоматизации электронной почты, рассылают сообщения, информационные бюллетени и многое другое. Такими методами повышается узнаваемость бренда и за ним закрепляется место на конкурентном рынке.

Digital-стратег

Планирует и консультирует по вопросам проведения маркетинговых кампаний. Как правило такой специалист творчески и технически подкован, он новатор и способен выявить тенденцию до того, как она достигнет пика. Впоследствии его идеи используются для информирования международных маркетинговых стратегий и кампаний для брендов, с которыми он работает. Цифровой стратег объединяет соответствующие маркетинговые каналы и платформы в один действенный план, который затем используется для запуска рекламы продукта или услуги.

Performance-маркетолог

В первую очередь отвечает за управление цифровыми учетными записями и за диверсификацию набора каналов рекламы. Он сосредотачивается на результатах конкретных кампаний и управляет коммерческой эффективностью отдела маркетинга. В его задачи входит: стимулировать и оптимизировать рекламные и маркетинговые кампании.

Маркетолог ⸺ многогранная и сложная профессия. В то же время она позволяет всегда держать мозги в тонусе, не отставать от современных тенденций и постоянно развиваться. В маркетинге нельзя выучить всё, потому что в этой сфере каждый день появляется что-то новое, таким образом профессия всегда будет актуальной. Реклама будет видоизменяться, менять подходы и способы подачи, но она будет всегда. А где реклама, там и маркетологи.

Заблуждение №6. Учиться на маркетолога долго

На самом деле, если вы строите карьеру в области маркетинга, то учиться придется всю жизнь. Инструменты, которые используют маркетологи, постоянно меняются. Появляются новые технологии и тренды. Чтобы оставаться конкурентоспособным специалистом, важно быть в курсе этих изменений.

Повышенные требования к сервису со стороны потребителя мотивируют бренды к выстраиванию более качественной коммуникации с клиентами. Социальные сети и другие интернет-технологии совершили за прошедшие годы революцию в маркетинге, предоставив неизведанные до этого способы таргетинга в реальном времени по интересам и поведению.